Профессия скрипичный мастер насколько почетная, настолько и редкая. Всему миру известны имена Страдивари, Амати... Не будем перечислять многие известные имена, скажем только, что и русская скрипичная школа дала немало мастеров. К ним по праву можно причислить Бориса Львовича Горшкова, эксперта, лауреата всесоюзных и международных конкурсов, заслуженного работника культуры РФ, создателя творческого Союза мастеров, художников и реставраторов музыкальных инструментов. Сейчас ему 62 года. Он бодр и полон энергии. Им создано более 300 инструментов, многим из которых присуждались премии международных конкурсов. Его инструменты признаны и отмечены премиями на родине непревзойденного А.Страдивари в Кремоне. В наше нелегкое время талантливого человека беспокоит будущее развитие такой хрупкой отрасли, как создание уникальных музыкальных инструментов.

Распались на небольшие творческие коллективы мастеров, которые выполняли государственные заказы. Они на высоком уровне сохраняли престиж России, как одного из государств, которое продолжает традиции великих мастеров.

Создатель творческого Союза Борис Львович сейчас добивается восстановления госзаказа — гарантии сохранения этой уникальной професcии.

В 1994 году в жизни российских мастеров смычковых инструментов произошло значительное событие. На волне демократических перемен, под руководством талантливого мастера Бориса Львовича Горшкова, который проявил себя, к тому же, прекрасным организатором. Удалось зарегистрировать Творческий Союз мастеров-создателей и реставраторов музыкальных инструментов. Долгие годы представители данной профессии существовали как кустари-одиночки, в то время, как их зарубежные коллеги давно объединились в творческие коллективы, а также создали школы мастеров, обучение в которых приравнивалось к высшему образованию.

В нашей стране небольшой просвет в этом деле появился во время «брежневской оттепели». При комбинате Вучетича (который занимался архитектурными памятниками) был организован отдел скрипичных мастеров. Он объединил мастеров-одиночек — правда, не в Союз, а в производственный отдел.

Была создана сырьевая база, налажено централизованное снабжение материалами и, что очень важно — был получен государственный заказ. Появилась возможность посылать наиболее способных членов отдела на обучение и стажировку в лучшие школы Италии, Польши, Чехословакии.

К сожалению, после развала Советского Союза отдел прекратил свое существование. Мастера вернулись к прежнему положению кустарей-одиночек. Многие из них покинули Родину, а оставшиеся же задумались над извечным российским вопросом «Что делать?».

Под руководством Бориса Львовича Горшкова решили зарегистрировать Союз. Затем утвердили в Министерстве Труда новую профессию: мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных инструментов. Таким образом они с третьего-шестого рабочего разряда перешли в восьмую-четырнадцатую творческую категорию оплаты труда.

Мастера получили возможность участвовать в международном конкурсе им. П.И.Чайковского, в рамках которого проводятся соревнования мастеров-создателей смычковых инструментов. Борис Львович мечтает о возрождении государственного заказа и ставит этот вопрос перед государственными организациями. Он надеется на положительное решение этого вопроса. Ряды мастеров увеличиваются. Сейчас Союз насчитывает 230 человек, практически со всех регионов России, а также Белоруссии, Украины, Молдавии.

В республике Коми В.В.Остроумов, скрипичный мастер, открыл школу и учит детишек своему ремеслу. Подобную школу хочет создать в Москве и Борис Львович.

Пожелаем руководителю Союза скрипичных мастеров Б.Л.Горшкову и всем мастерам — большой удачи во всех начинаниях — а также реализации всех их планов на благо музыкального искусства

© 2008—2011 Горшков Сергей Борисович
Скрипичный мастер в Москве (мастерская)
8 (916) 180-43-60, master@sbgorshkov.ru
   Главная   Биография мастера   Дипломы   Фото и видео   Статьи   Задать вопрос   Контакты

Переделать сайт — НеоКод