Выставка "Династия скрипичных мастеров Горшковых" к 45-летию творческой деятельности заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата международных конкурсов скрипичных мастеров Бориса Горшкова.

Среди имен скрипичных мастеров московской школы выделяются представители семейства Горшковых. К 45-летию творческой деятельности центральной фигуры этой династии - Бориса Львовича Горшкова, Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки подготовил выставку «Династия скрипичных мастеров Горшковых». С Музеем Бориса Горшкова связывают давние контакты. В 70-х годах он работал здесь экспертом смычковых инструментов, в 1987 году в Музее прошла выставка смычковых инструментов в связи с его 50-летием, в 1997-м при его непосредственном участии состоялась выставка музыкальных инструментов российских скрипичных мастеров к 850-летию Москвы. Об этом и о многом другом в судьбах мастеров Горшковых повествуют представленные на выставке документы, фотографии, издания, публикации и, конечно же, сами музыкальные инструменты ,их работы из личной коллекции Б.Л. Горшкова и из собрания ГЦММК имени М.И. Глинки.

Основоположником династии скрипичных мастеров был Лев Александрович Горшков (1910-1983). Родом из Пензы, он там же окончил художественную и музыкальную школы, начал самостоятельно изготавливать скрипки. В 1932 году он уехал в Москву и поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории имени П.И. Чайковского по классу скрипки, где три года занимался у педагога М.Г. Плаксина. В 1937 году его приняли в мастерскую при Московской консерватории. В этой опытно-показательной мастерской, основанной для построения новых концертных инструментов, успешно работали Г.А. Морозов, Н.М. Фролов, Я.И. Косолапов, СМ. Добров и другие мастера под руководством и по методу Е.Ф. Витачека. В эти годы Лев Александрович изготовил значительное число скрипок, альтов, виолончелей и смычков для инструментального фонда консерватории. Среди демонстрируемых на выставке отзывов о работах Л.А. Горшкова - автограф Е.Ф. Витачека 1940 года.

На выставке представлены хранящиеся в фондах Музея музыкальной культуры работы Льва Александровича разных лет: гитара (1949 г.), виолончель (1955 г.) и скрипка (1972 г.). Экспонаты раскрывают особенности таланта скрипичного мастера: блестящую технику, прекрасный подбор дерева. Лак на его инструментах встречается различных оттенков - от желтого до темно-красного цвета, прекрасно наложенный на хорошо подготовленный грунт. После длительных поисков собственной модели он остановился на модели Антонио Страдивари. Во внешнем оформлении инструментов заметно влияние французской школы, что проявляется в цветовой интенсивности лака, в отсутствии высветленных мест, в подчеркнутости остроты граней формы и особой четкости элементов уса и краев. Нередко скрипичного мастер вводил декоративные элементы - вставки тонких полосок черного дерева в углах инструмента, что видно на скрипке 1955 года. Фурнитуру к инструментам изготавливал собственноручно.

Мастер экспериментировал как в области технических приемов, так и в акустической сфере. Начиная с 1930-х годов, они неоднократно получали высокую оценку на конкурсах. Им изготовлено около 200 скрипок, несколько квартетов смычковых инструментов, один из которых был закуплен в Белорусскую консерваторию (ныне Белорусская академия музыки) в 1960-х годах. На выставке посетители смогут увидеть отзыв с подписями Б.В. Доброхотова, В.П. Ширинского, С.З. Асламазяна, Г.В. Бариновой.

Л.А. Горшков едва ли не единственный из ведущих советских скрипичных мастеров, кто уделял много внимания изготовлению смычков, создав более 100 экземпляров. Лев Александрович владел ювелирным скрипичным мастерством, собственноручно паял кольца для колодок, а сами колодки любил делать из панциря черепахи, мамонтовой кости с перламутровыми вставками. Смычки его работы отличаются высокими игровыми качествами. На выставке представлен виолончельный смычок его работы - один из демонстрируемых в музейной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».

Л.А. Горшков был прекрасным реставратором старинных инструментов (а также икон и живописи), обладал высокой культурой в подходе к старинным инструментам. Он восстановил несколько инструментов работы А. Страдивари и других итальянских скрипичных мастеров, виолу да гамба XVIII века, принадлежавшую Б.В. Доброхотову. У него реставрировали инструменты Д.Ф. Ойстрах, В.П. и СП. Ширинские, Д.Б. Шафран, М.Л. Ростропович, Э.Д. Грач, В.А. Климов, Р.Б. Баршай, Н.Г. Гутман, В.К. Тонха, Л.Б. Евграфов.

Лев Александрович пользовался колоссальным авторитетом и огромным уважением современников, что подтверждается, в частности, характеристиками М.Л. Ростроповича, Д.Д. Шостаковича, Д.Б. Кабалевского, В.В. Борисовского и В.А. Климова в обращении к министру культуры СССР Е.А. Фурцевой (см. письмо с их автографами). Представленная на выставке книга М.М. Нечаева «Дорогие мои земляки» (1979 г.), одна из глав которой называется «Л.А. Горшков», свидетельствует о том, что скрипичного мастера помнят и чтут в родном городе Пенза.

Профессию отца унаследовал сын - Борис Львович Горшков (р. 1939 г., Москва). Демонстрируемые на выставке документы раскрывают не простой творческий путь скрипичного мастера, его таланты казалось бы в несовместимых областях. В детстве, подражая отцу, мальчик много строгал и пилил. Параллельно с общеобразовательной школой будущий скрипичный мастер учился в районной художественной школе, где изучал историю искусств, рисунок, живопись, ваяние, резьбу по дереву. Последнее увлечение осталось у Бориса Львовича на всю жизнь и пригодилось в будущей основной профессии. На выставке есть некоторые его работы резьбы по дереву. Под руководством отца в 14 лет он начал ремонтировать инструменты. С 19-ти лет регулярно изготавливает смычковые инструменты. В 20-летнем возрасте Б.Л. Горшков поступает на трехгодичные курсы к Е.Н. Горохову в мастерскую при ЦМШ. Позже консультировался у скрипичного мастера Большого театра ГА. Морозова, стажировался в Чехословакии у П. Шпидлена (1966, 1976 гг.), с которым сохранил дружеские отношения на всю жизнь (см. автограф письма П. Шпидлена от 1980 г.).

В январе 1967 года Борис Львович помог гастролировавшей в Москве английской виолончелистке Жаклин дю Пре - за день до ответственного выступления в Концертном зале имени П.И. Чайковского он привел в порядок ее «заболевшую» из-за перемены климата виолончель работы А. Страдивари, о чем свидетельствуют представленные на выставке фотография и программа концерта с ее автографом. Будучи личностью разносторонних интересов, Борис Львович параллельно с деятельностью скрипичного мастера работал и в других сферах, например, был лаборантом НИИ Антропологии (1960-1961 гг.), выполняя реставрацию этнографических музыкальных инструментов, в 1969 году закончил биологический факультет Московского университета и получил рекомендацию в аспирантуру, но увлечение профессией отца оказалось сильнее.

Разнообразные дипломы и грамоты демонстрируют неуклонное восхождение Б.Л. Горшкова к вершинам скрипичного мастерства. Успех пришел в 1962 году на Всесоюзном конкурсе скрипичных мастеров. На выставке можно увидеть диплом и фотографию молодого мастера (1962 г.). В дальнейшем он успешно участвовал во всех Всесоюзных конкурсах скрипичных мастеров (1966, 1970, 1974, 1986, 1987 гг.). Получал дипломы и призы на международных конкурсах: «Antonio Stradivari» в Кремоне (1976, 1979, 1982 гг.), имени Г. Венявского в Познани (1967, 1972, 1977, 1981 гг.), конкурсах скрипичных мастеров в Софии (1983, 1987 гг.), принимал участие в выставках музыкальных инструментов. За 45 лет мастером изготовлено более 500 скрипок, 50 альтов, 10 виолончелей. Он создавал около 10 инструментов в год, как правило, одновременно работая над тремя экземплярами. Большинство из них разошлись по разным городам и странам, но за последние годы мастер сделал много новых инструментов. Они демонстрируются на выставке рядом с более ранними скрипками из собрания Музея. По таким инструментам видно, что в своих работах Б.Л. Горшков следует эстетике скрипичных мастеров кремонской школы. В изготовлении корпуса он ориентируется на модель А. Страдивари. От Л. Гваданини заимствует контуры эфов и характер звучания. Для скрипичного мастера характерна особая тщательность и тонкость выделки. Он осуществляет поиски новых дизайнов текстуры дерева при изготовлении корпуса из клена, березы, груши; применяет золотистый грунт и красновато-оранжево -коричневатый лак.

Б.Л. Горшков вел активную общественную деятельность, внося значительный вклад в развитие художественной культуры России. Он работал членом государственной закупочной комиссии при Министерстве культуры СССР и экспертного совета Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов.

В настоящее время он - член правления Международного союза музыкальных деятелей, главный эксперт Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам изобразительного искусства, постоянный член жюри скрипичных мастеров Международного конкурса имени П.И. Чайковского, почетный член Всеукраинского музыкального общества, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, председатель координационного совета по культуре Центрального округа города Москвы при Политсовете партии "Единая Россия", председатель Творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов. Совместно с этим союзом Б.Л. Горшков организовал и провел три российских фестиваля мастеров музыкальных инструментов имени Ивана Батова.

Среди выставочных экспонатов - правительственные телеграммы и указы, приказы Министерства культуры, медали Б.Л. Горшкова и его ордена: Почета, Трудового Красного знамени, Ломоносова, Петра Великого I степени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Эти многочисленные правительственны награды свидетельствуют о достижении высокого статуса профессии скрипичного мастера и выходе его на новый уровень общественного признания.

Представитель следующего, молодого поколения Горшковых - Сергей Борисович (р. 1967 г.). В настоящее время он работает в инструментальных скрипичных мастерских имени Е.Ф. Витачека при Московской консерватории. Сергей, продолжая профессию отца и деда, осуществляет ремонтные и реставрационные работы смычковых инструментов; является лауреатом и дипломантом всероссийских конкурсов; на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского ему была вручена Серебряная медаль (1994 г.).

Над буклетом работали:

Координатор проекта - Р. А. Цатуров

Автор и составитель буклета - Н.В. Милешина

Редакторы - И.А. Медведева, М.В. Есипова

Компьютерный дизайн и верстка - О.Е. Гаевский

Фото - С.Г. Новоселов

© 2008—2011 Горшков Сергей Борисович
Скрипичный мастер в Москве (мастерская)
8 (916) 180-43-60, master@sbgorshkov.ru
   Главная   Биография мастера   Дипломы   Фото и видео   Статьи   Задать вопрос   Контакты

Переделать сайт — НеоКод