Забытая мелодия для скрипки.

За пять веков, минувших со времени крупного итальянского скрипичного мастера Андреа Амати, основателя само известной Школы смычковых музыкальных инструментов, куда вошли его сыновья, внуки, а позже их знаменитые ученики из семейств скрипичных мастеров Страдивари и Гварнери, традиции их ремесла не претерпели сколько-нибудь существенных изменений. Прежними остались и критерии оценки этих инструментов. Рядом с привычными "за мастерство", "за лучшее звучание", до сих пор существует такая, казалось бы, несовместимая с прагматичностью нашего века градация оценки — за лучшее художественно-техничес решение". И это — веское подтверждение того, что хороший скрипичный мастер отличается не только разнообразными знаниями и умениями, но каждодневной шлифовкой своего таланта, умением видеть прекрасное и претворять его в жизнь, попросту говоря, использовать в своем ремесле и науку, и искусство. Это в полной мере может обеспечить лишь Школа, имеющая за плечами традиции, возрастающий багаж навыков, собственные наработки, наконец, возможность использовать соревновательность ее членов на благо всех. Преувеличить важность Школы нельзя, особенно в тех областях деятельности, где синтез искусства и науки является главным фактором развития. Многовековой опыт существования школ скрипичных мастеров — из самых сильных тому доводов.

До XVIII века Россия не имела профессиональных скрипичных мастеров смычковых инструментов. Эти инструменты привозили из Италии, Франции, Польши. Естественно, что и спрос на них был не слишком велик, он ограничивался кругом образованных владельцев крупных имений, приобретавших их для себя и актеров своих крепостных театров. Первым широкоизвестным в кругих миломанов России скрипичным мастером стал крепостной графа Шереметева Иван Андреевич Батов, подаривший скрипку своей работы Александру I, за что был высочайше пожалован двумя тысячами рублей. Известен ряд его великолепных смычковых инструментов, не уступающих по уровню образцам известных западных скрипичных мастеров.

Но ощутимо это ремесло заявило о себе в России лишь с конца XIX столетия, чему немало способствовали известные чешские скрипичные мастера Франц Шпидлен и Евгений Витачек, нашедший здесь вторую родину. Создавший более 400 скрипок, альтов и виолончелей, удостоенный на Всероссийском конкурсе новых скрипок в 1913 году двух первых мест и золотой медали, Витачек, по сути, и стал родоначальник современной школы российских скрипичных мастеров. В советское время он стал одним из создателей национального достояния России — Государственной коллекции уникальных смычковых инструментов, её хранителем реставратором. Им же было инициировано и открытие мастерской музыкальных инструментов при Московской консерватории, где он, как профессор, преподавал на струнно-смычковом отделении. Он был центром и той знаменитой нынче плеяды русских скрипичных мастеров. В его консерваторской мастерской получил образование известный скрипичный мастер Л.А. Горшков, который затем передал свой опыт работы со смычковыми инструментами следующим поколениям. С 1976 года в Советском Союзе стал действовать Госзаказ на штучные работы мастеров-струнников, который просуществовал до 1990 года.

IX Международный конкурс имени П.И.Чайковского, состоявшийся в том же, 1990 г., впервые наряду четырьмя исполнительскими конкурсами предоставил место еще одному музыкальному творчеству - созданию струнных инструментов. Тогда-то русские скрипичные мастера, представившие весь СССР, подытоживая обретенный за предстоящие годы потенциал, завоевали первую, вторую и две третьих премии. Следующий Конкурс имени Чайковского (1994 принес России вторую (Сергей Горшков — альт) премию.

Председатель Творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов, Главный эксперт Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, заслуженный работник культур, заслуженный деятель искусств, старейший скрипичный мастер России, свято чтящий традиции своего ремесла и болеющий за него, за 45 лет своей деятельности создавший более 350 скрипок, альтов, виолончелей, Борис Львович Горшков вот уже несколько лет пытается достучаться до властей, сообщить им о неблагополучии в родной его сердцу сфере, по сути, поведать им о необратимом регрессе Школы российских скрипичных мастеров. И что же? Всё тщетно. Он даже не знает, получил ли его письмо, где изложены предложения по реформации этой области культуры, приведению ее к существующим экономическим условиям, Президент. Напомню, там, где дело касается высокозатратных отраслей культуры, всегда существовал заказ на их исполнение. Так работали даже величайшие из великих мастеров - Леонардо и Микеланджело. В случае, разбираемом нами, последний звонок прозвучал. И потому слово за государством, если власть действительно волнует развитие России, невозможно без развития ее культуры.

Елена Антонова

© 2008—2011 Горшков Сергей Борисович
Скрипичный мастер в Москве (мастерская)
8 (916) 180-43-60, master@sbgorshkov.ru
   Главная   Биография мастера   Дипломы   Фото и видео   Статьи   Задать вопрос   Контакты

Переделать сайт — НеоКод