Страдивари с Поварской

Борис Львович Горшков - человек специальности уникальной уже тем, что немалая часть мировой культуры возделана и приращена ко времени и его трудом. Борис Львович - скрипичных дел мастер. Нельзя сказать, что мой герой свои скрипочки делает. Он их рождает, поштучно, как произведение, поскольку мастер он милостью Божьей, каковых в пределах нашего Отечества - единицы. Его инструменты брали призы в Болгарии, в Чехословакии, в Италии. В последней - на конкурсе имени Антонио Страдивари в Кремоне, где устроители особенно пристрастны, ревностно-придирчивы и щепетильны.

Горшковы - русская династия. В пору, когда отец Бориса Львовича, Лев Александрович, лишь подступался к воспроизводству модели прославленного итальянца, сын учился на биофаке МГУ, а на досуге Осваивал наследное ремесло. Теперь сын Бориса Львовича, Сергей - самостоятельно продолжает фамильное дело.

Гордость семьи - упоминание фамилии Горшковых в шеститомной музыкальной энциклопедии и в музыкальном энциклопедическом словаре, попасть на страницы которых при жизни - для нашей страны удача.

К сведению: чтобы именоваться Мастером, асом, надо изготовить не менее ста инструментов высокого качества. Таков взнос для приема в «гильдию» - неписаный закон нерегистрированного профсоюза. Профсоюз, к слову, только что создан, теперь братство скрипичных мастеров и специалистов смежных профессий обрело-таки юридическое лицо. И президентом ассоциации избран Борис Львович Горшков, так что забот и хлопот прибавилось. Первая попытка воссоединения всех творческих союзов предпринималась восемь лет назад - Совет президентов как альтернатива Минкульту... Тогда это не увенчалось успехом. Добрым словом поминают мастера (до вчерашнего дня все - полулегальные надомники) министра культуры хрущевского кабинета Фурцеву. Екатерина «третья» (Алексеевна) была все-таки деятельный руководитель, она пыталась организовать мастеров, обеспечить минимум гарантий и прав, она прикрепила их к производственному комбинату им. Вучетича - директор комбината В. Д. Косырев просьбе обладающей властью аттестацией и при положительном исходе - еще три года в заведении, лишь тогда диплом на руки.

Лев Александрович Горшков до самой смерти, в 1983 году, бился над секретами Страдивари. Сын начинал с французской школы, а на Страдивари перешел с 70-х. Кого и по поводу чего только Борис Львович не консультировал! Есть на улице Народного Ополчения фирма «Уральские самоцветы», куда поступают кристаллы из копий. В одно время туда приезжал Щелоков, просил найти хороших огранщиков камней, чтоб их... арестовать и под надежным контролем они бы поработали на благо (Родины?). Организационный ход, прямо скажем, в духе эпохи, хотя и умеренно-брежневской по масштабам репрессионизма. Потом Бориса Львовича сватал Чурбанов - консультантом по вопросам искусства. Мастер и собеседование прошел, но что-то не получилось. Бог спас, говорит с улыбкой хозяин квартиры на улице Поварской. Но как нет дыма без огня, так нет лиха без пользы: благодаря государственному статусу «сватов» мастеру Горшкову выгорела мастерская в Лебяжьем переулке. В 1981 году Б. Л. Горшков ревизовал госколлекцию, в паре с главным контролером-ревизором Контрольно-ревизионного управления финансов Н. Н. Щепкиным. Сложное заключалась в тем, что из 300 единиц, подлежащих учету государства, 150 уникальных инструментов находятся постоянно в пользовании. То есть на руках у артистов-исполнителей или частных владельцев с правом наследства. Из этих ста пятидесяти увидеть удалось две «единицы» - скрипку Муловой и скрипку Когана. Тот же Н. Н. Щепнин делился опытом наблюдений при проверке сокровищниц Кремля: по итогам ревизии не хватало 300 карат изумрудов, многих драгоценных застежек старинных фолиантов, серебряных непочатый край. Массовый поток инструментов покуда осуществляют у нас... деревоотделочники, единственная их продукция, которую еще как-то можно взять в руки, - клавишные, да и те на тройку с плюсом. Все струнные и смычковые по-прежнему производят бывшие и настоящие «надомники». Зная весь стыд и ужас положения (тут еще и опыт работы главным экспертом аппарата Министерства культуры), мастер тем не менее не унывает, а напротив - полон решимости превратить свой творческий союз в действенное средство по выправлению запущенных в «скрипично-контрабасовом царстве» дел. И мысль о федеральной службе - полиции от искусства Мастером отнюдь не похоронена. Нащупываются контакты с НИИ криминалистики, с дирекцией реставрационного центра им, И, Э. Грабая. Поскольку контрабанда в связи с деформированностью государственных границ Отечества достигла чудовищных размеров. К сведению: цена хорошей скрипки -не уникальной и не реликвии! - на мировом рынке колеблется от пяти до десяти тысяч долларов. При том, что сам мастер имеет право на вывоз за пределы страны лишь двух авторских экземпляров в год. Музыканты же, в свое время во множестве выехавшие за рубеж, увезли заодно изрядное количество первоклассных инструментов. Славе мастера овеществленная тайна мастера.

Борис Львович рассказывает, что совсем недавно делал альт по заказу сестер, Тухачевских. Мемориальный. Заказ далеко не случаен. Горшковы родом из Пензы, происхождения самого простого. В тех же краях было и имение дворян Тухачевских. Мало того: и легендарный «красный» маршал, и отец Бориса Львовича в разное время учились ремеслу делания скрипок у одного человека - у мастера Ветачека. То, что Михаил Николаевич в перерывах между боями любил взять в руки скрипку и провести смычком по струнам, я слышал. А вот что он сам собственноручно изготовил около тридцати инструментов, в том числе виолончель для брата, профессионального музыканта, тут хозяин квартиры на улице Поварской явил мне откровение.

Такой он мастер необыкновенный и обычный, чуть усталый и неутомимый, идеалист и практик, носитель уникальной профессии и заложник своего дара, спрос на который только у нас может быть не востребован до конца. И пока, несмотря на все общественные нагрузки и поиск хлеба насущного, он еще делает скрипки. Ибо не делать-то не может. Он - заложник, а еще и оптимист. И в этом все дело.

Сергей ПАРАМОНОВ.

© 2008—2011 Горшков Сергей Борисович
Скрипичный мастер в Москве (мастерская)
8 (916) 180-43-60, master@sbgorshkov.ru
   Главная   Биография мастера   Дипломы   Фото и видео   Статьи   Задать вопрос   Контакты

Переделать сайт — НеоКод