Исполнилось 60 лет Реставрационно-производственной инструментальной мастерской Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Казалось бы, ну что за событие в сравнении с тем, что ежедневно происходит в стране! Юбилей небольшого творческого коллектива, в.котором работают всего 7 человек. Но музыканты и люди, создающие инструменты, хорошо знают, что мастерская эта уникальна. Московская консерватория — единственное в мире учебное заведение, при оркестровом факультете которого существует центр, где реставрируются, а также разрабатываются и рождаются новые музыкальные инструменты. Эту мастерскую по праву можно назвать творческой лабораторией отечественной школы скрипичных мастеров.

Создана она была в октябре 1932 года на базе одного из отделов Государственного института музыкальной науки. Ее первым директором стал заслуженный деятель искусств Российской Федерации Евгений Францевич Витачек. Чудесный мастер и теоретик построения смычковых инструментов, он продолжил дело русских мастеров-самородков - Ивана Батова (крепостного графа Шереметьева), Ивана Краснощекова, Тимофея Подгорного и др. Е.Ф.Витачек не только сохранил секреты мастерства этих художников, но и сумел собрать их вместе, объединить опыт, заложив тем самым основы школы скрипичных мастеров.

Поначалу в мастерской было два цеха: ремонтно-реставрационный и экспериментальный, где рождались скрипки. Инструменты, созданные в цехе, оставались в консерватории, а автор получал денежное вознаграждение. Так создавался фонд смычковых инструментов, которые и ныне используются в учебном процессе.

Вместе с Витачеком работал Л.А.Горшков и другие энтузиасты скрипичного дела. Они сумели привлечь и обучить своему искусству талантливую молодежь.

Во время Отечественной войны 1941-1945 гг. Московская консерватория эвакуировалась в Саратов, вместе с ней эвакуировался и Л.А.Горшков.

Целую плеяду замечательных мастеров-реставраторов, создателей инструментов, получивших признание на конкурсах в нашей стране и за рубежом, воспитала инструментальная мастерская Московской консерватории. Здесь работают большие труженики и знатоки своего дела. Почти 25 лет руководит реставрационно-производственной мастерской заслуженный работник культуры Российской Федерации Лев Иосифович Гришкин. Человек незаурядный, музыкант, он совмещает педагогическую деятельность в академическом училище при консерватории с работой в мастерской. Его удивительная энергия, увлеченность и преданность делу сделали этого специалиста просто незаменимым.

Нашу беседу с Гришкиным прерывали несколько раз: заходили студенты (кому-то потребовалось заменить струны или смычок), представитель малого предприятия, занимающегося изготовлением футляров для виолончелей, дама, которой нужно было определить ценность сразу трех скрипок... Лев Иосифович нужен всем. И все-таки мы смогли поговорить.

— Чем занимается мастерская сегодня?

— Главное — это работа по сохранению фонда музыкальных инструментов консерватории: ремонт и реставрация. Кроме того, мы обслуживаем инструменты, которые являются художественным достоянием страны, они тоже наши подопечные. Частенько обращаются в мастерскую частные лица, учреждения культуры с просьбой установить авторство и художественную ценность скрипок. Бывают случаи, когда помогаем таможенной службе в спорных вопросах при вывозе инструментов за рубеж.

— Какие инструментальные специальности может обслужить мастерская?

— Практически все входящие в классический симфонический оркестр.

— Лев Иосифович, отрадно видеть среди профессионалов молодых. Значит, дело, начатое мастерами старшего поколения, будет жить?

— А как же иначе?

Теперь, правда, молодежь стремится к предпринимательству, охотится за большими деньгами. А «служенье муз не терпит суеты...» Не всегда приоритет материальных интересов вытесняет творчество. Для кого-то занятия любимым делом выше всех благ. Сергей Горшков, представитель третьего поколения скрипичных мастеров, пошел по пути деда, Льва Александровича Горшкова, который учился у Е.Ф.Витачека, и отца, Бориса Львовича Горшкова, известного скрипичного мастера, лауреата всесоюзных и международных конкурсов, заслуженного работника культуры Российской Федерации. Сергей — специалист по смычковым инструментам, лауреат I Международного конкурса мастеров-художников смычковых инструментов, который проводился в рамках IX Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского (1990 г.), и лауреат I Всероссийского конкурса мастеров (1992 г.).

Среди традиций, заложенных еще Е.Ф.Витачеком, была практика обучения молодых мастеров искусству построения и реставрации смычковых инструментов. При Московской консерватории есть факультет Всероссийского института повышения квалификации, при котором открыта новая специальность — построение и реставрация смычковых инструментов. Стажировку скрипичных мастеров для музыкальных вузов страны проводит наша мастерская. Национальные кадры Украины, Армении, Беларуси, Прибалтики, Узбекистана подготовлены нами. Так что традиция воспитания молодых сохранена.

Из мастерской в разные годы вышли известные не только в нашей стране, но и за рубежом мастера .

— Вы говорите о скрипичных мастерах. А я что-то не припомню, чтобы у нас была такая специальность. Кажется, она называется просто «сборщик скрипок»?

— К сожалению, Вы правы. Увы, такой специальности нет только в нашей стране. Все попытки открыть отделение для подготовки мастеров музыкальных инструментов до сих пор не увенчались успехом. А мастера есть, и не только скрипичные. Хотелось бы отметить Арнольда Владимировича Дедова, специалиста по деревянным духовым инструментам. Он — единственный в стране профессионал международного класса, аттестованный во Франции. Фирма «Ригута» вручила А.В. Дедову за его мастерство свой приз «Золотой клапан».

— А как живется мастерам в наше нелегкое время?

— Как всем — трудно. Нет теперь государственного заказа на высокохудожественные смычковые инструменты, который существовал при комбинате имени Вучетича, что повлекло за собой отъезд на запад ведущих мастеров, где спрос на инструменты есть. Есть спрос и у нас, но чиновникам из министерства культуры скрипки не нужны, а художественный салон, куда мастер мог бы сдать свое изделие, нам не предоставлен. Нет цветного дерева, смол для варки лака, конского волоса для смычков. Все это можно приобрести за рубежом, но за валюту. Консерватория снабжает нас только клеем и спиртом. Все остальное мастер вынужден добывать сам. И тем не менее, создаются прекрасные инструменты, нужные людям. Они получают признание на. международных конкурсах.

* * *

Наверное, русским крепостным художникам работалось проще. В них были заинтересованы... А вспомнит ли наше государство о своих мастерах (оставшихся!) и их нуждах?

Так давайте подумаем, как сохранить искусство мастерства, поддержать художников, создающих музыкальные инструменты, которые составляют национальную гордость и художественное достояние страны.

Людмила Рубцова

© 2008—2011 Горшков Сергей Борисович
Скрипичный мастер в Москве (мастерская)
8 (916) 180-43-60, master@sbgorshkov.ru
   Главная   Биография мастера   Дипломы   Фото и видео   Статьи   Задать вопрос   Контакты

Переделать сайт — НеоКод